“Двухколесная” история
Велоспорт в Казахстане входит сейчас в пятерку самых популярных видов спорта. Виной тому успехи “Астаны” и олимпийская победа Александра Винокурова. “КАРАВАН” вспоминает несколько заметных личностей в истории отечественного велоспорта.
Владислав Кухарский – из Талгара в сборную СССР
Источники утверждают, что велосипедом в Казахстане стали заниматься в 30-е годы, первый велопробег организовали в 1934-м. 14 смельчаков проехали более 4000 км из Алма-Аты до Актюбинска. Другие историки говорят, что казахстанцы сели на велосипеды в 1918-м и через четыре года провели соревнования.
В начале 50-х гонщики из Казахстана появились на всесоюзной арене, а в 1963 году вышли и на международную. Самым титулованным казахстанским велосипедистом-шоссейником в советское время был Владислав Кухарский.
– Когда жил в Талгаре, я был чемпионом района и области по бегу на лыжах, а на велосипеде просто любил покататься, использовал его для поддержания спортивной формы в летний период, – вспоминал в беседе с “КАРАВАНОМ” Владислав Павлович. – А потом так получилось, что велоспорту начал уделять все больше и больше времени. Как-то мне дали гоночный велосипед, я сел на него, поехал, обогнал всех перворазрядников. В 1962‑м меня взяли на первенство Советского Союза среди техникумов. Для этого “нарисовали” разряд и отправили на соревнования.
Уже спустя три года Кухарский попал в сборную СССР, ему было 19 лет:
– Первые сборы прошли в горах. На моем велосипеде от дождя расшатались клинки, и он страшно скрипел, чем выводил из себя остальных членов команды. Тогда тренер сборной Леонид Шелешнев дал задание, и мне собрали мой первый профессиональный велосипед.
За десять лет, проведенных в велоспорте, Кухарский выигрывал медали на чемпионатах СССР, выступал за сборную Советского Союза, однако на Олимпийские игры не попал:
– Готовился к Олимпиаде 1968 года в Мексике. Но в мае заболел, ничего серьезного не было, просто простудился перед отборочными стартами. Но в нашей команде была длинная скамейка, поэтому любого можно было сразу заменить. Еще одним моментом стало требование, чтобы я переехал жить в Сочи и выступал за другое спортивное общество. В этом случае мне гарантировали место в олимпийской сборной. Когда я отказался, мне начали чинить препятствия. Это сейчас демократия, а тогда были совсем иные нравы.
Марат Сатыбалдиев – Как брали мир
В 70-е и 80-е годы в Казахстане уже были свои чемпионы мира по велоспорту. Среди них был и Марат Сатыбалдиев, выигравший золото мирового первенства в 1989 году в групповой гонке на треке.
Интересно, что родители видели в будущем чемпионе мира не спортсмена, а… музыканта.
– Мне купили аккордеон, и я три года ходил в музыкальную школу, – с улыбкой рассказывал в беседе с “КАРАВАНОМ” Сатыбалдиев. – Сначала было интересно, я даже какие-то этюды умел играть. Потом интерес к музыке пропал, и я втайне от родителей начал посещать кружки – авиамодельный и судомодельный. Однажды увидел во дворе мальчишку на спортивном велосипеде. Говорит, что в секции велоспорта дают. В мое время велосипед был роскошью, тем более спортивный. Мы с ребятами записались в секцию. Года два прозанимался, и у меня снова пропало желание. Жил я в Кзыл-Орде, где летом ужасная жара, а зимой – холодные ветра. Ездили всегда по одной и той же дороге, что изрядно надоело. Решил заняться учебой, окончил десятый класс, но с первого раза в институт не поступил. Освободился целый год до следующего набора, и один из друзей, продолжавший заниматься велоспортом, предложил мне возобновить тренировки. Конечно, сегодня это нонсенс – начать серьезно тренироваться после школы, но у меня стали расти результаты, я попал в сборную республиканского совета “Динамо” по шоссе.
С гонками на треке Сатыбалдиев познакомился в начале 80-х:
– Первые трековые соревнования увидел в Алма-Ате – все удивлялся, как они умудряются ездить без тормозов на крутых виражах. А в апреле 1982-го без всякой подготовки проехал свои первые трековые соревнования за сборную Кзыл-Орды. На первых тренировках натерпелся страху, несколько раз чуть не упал. И хорошо, иначе на этом моя трековая карьера и завершилась бы. Болело все – ноги, руки, спина. А потом даже сам не пойму, как у меня все получилось. С каждым днем стал чувствовать себя все увереннее и в итоге закончил шестидневную гонку вторым, хотя ее ехали сильнейшие гонщики Казахстана. Так что первый блин комом не вышел. В 1985 году на чемпионате СССР в Клайпеде я победил за явным преимуществом, обыграв в числе прочих и бронзового призера чемпионата мира Ивана Романова.
Звездный час пришел к Марату в 1989 году, когда он стал чемпионом мира в групповой гонке. За эту победу он заработал 1,5 тысячи долларов призовых, половину из которых отдал партнеру по сборной, другому казахстанскому трековику Вадиму Кравченко:
– Мы валюту никогда на рубли не меняли. Зачем, ведь на них ничего нельзя было купить? Валюту мы ввозили в страну, заполняя на таможне декларацию, и потом могли купить что-нибудь в магазинах “Березка”, их в Алма-Ате было два. Правда, те же телевизоры, видеомагнитофоны в “Березке” были дороже, чем за границей, поэтому предпочитали тратить деньги за рубежом.
ПОСТсоветский расклад
В начале 90-х первые казахстанские велогонщики оказались в профессиональных командах. Руку к этому приложил лидер сборной Казахстана 60-х Владислав Кухарский.
– Тогда я возглавлял Федерацию велоспорта Казахстана, – говорил “КАРАВАНУ” Кухарский. – Мы не имели возможности содержать свою профессиональную велокоманду, поэтому надо было трудоустроить ребят в европейских клубах. Их результаты в международных гонках, появление имен на страницах газет должны были помочь популяризации нашего спорта в Казахстане, чтобы молодые ребята занимались велоспортом. Я лично отправил 74 письма во все зарегистрированные европейские профессиональные клубы. В этих письмах я рассказал о наших талантливых спортсменах – Винокурове, Кивилеве и других. Многие не верили в успех, но мы все же получили три ответа, и один из них – от испанцев – был самым конкретным. Наших ребят приглашали для участия в гонке с дальнейшей перспективой.
– Тем же Винокурову с Кивилевым предлагали контракты в России, – продолжал Владислав Павлович. – Но мы им советовали не торопиться, убеждали, что там они погибнут как спортсмены. Их сразу сделают гражданами России, но все равно будут считать пришлыми. Ребята нам поверили и остались. А в 1994 году Винокуров выиграл Азиатские игры в Хиросиме, и мы уже могли представлять его всем как человека, добившегося признания на Азиатском континенте. Это было начало становления имиджа Казахстана в мировом велоспорте. Прорубить окно в Европу было не так уж просто.
Александр Винокуров – Покоритель Лондона
Самым знаменитым из постсоветских поколений казахстанских велосипедистов стал Александр Винокуров. В 2000 году уроженец Северного Казахстана поднялся на вторую ступеньку олимпийского пьедестала почета в групповой гонке, в 2003-м стал третьим на “Тур де Франс”, а в 2006 году выиграл “Вуэльту”…
В карьере Винокурова было все: и яркие победы, и допинговая дисквалификация, и страшные падения. Но Александр каждый раз возвращался, и его упорство было вознаграждено сполна в 2012 году золотой олимпийской медалью Лондона. Правда, и здесь не обошлось без неприятных сюрпризов: перед Играми Александр приболел и пришлось лечиться антибиотиками, а уже по ходу олимпийской гонки он едва не столкнулся с ехавшим перед ним и упавшим на повороте Фабианом Канчелларой:
– Избежать завала мне удалось только чудом, – вспоминал в беседе с “КАРАВАНОМ” Винокуров. – Какая-то помощь сверху, наверное, была. Вовремя остановился, успел среагировать, поэтому и выиграл.
Источник: http://astanafans.com/dvuxkolesnaya-istoriya.html#more-113076